«Списывают, не спрашивая»
Клиенты нескольких крупных банков обнаружили появление неожиданных комиссий за «стягивание» денег на свои же карты, но выпущенные в других кредитных организациях. В частности, посетители финансовых форумов пожаловались на изменение тарифов в самом крупном российском коммерческом банке и в кредитной организации, являющейся «дочкой» венгерской банковской группы. Насколько законны действия кредитных организаций и что можно сделать их клиентам, чтобы защитить свои права?
Фото: Алексей Меринов
«Стягивание» денег — это не то, что вы подумали. На финансовом сленге так называют пополнение карты за счет средств, находящихся на карте другого банка, которого называют «донором». Такая операция используется для перечисления какой-то части ежемесячных доходов на карту банка, которой человек пользуется чаще всего. К примеру, выдают вам зарплату на карту малоизвестного банка. Вам этой картой пользоваться не с руки, и тогда вы в мобильном приложении того банка, картой которого вам пользоваться удобно, в специальном разделе вводите реквизиты карты-«донора» и сумму перевода. Услугу можно настроить на автоматический режим, чтобы каждый раз не вводить заново реквизиты финучреждения-«донора».
На неожиданное снятие обратил внимание один из клиентов коммерческого банка, принадлежащего венгерской банковской группе, когда кредитная организация внезапно ввела комиссию за «стягивание» денег через приложение другого банка. На крупном банковском форуме гражданин пожаловался, что банк не уведомил его о появлении такого списания. «МК» направил запрос в кредитную организацию, но разъяснений не получил.
С аналогичной проблемой столкнулись клиенты самого крупного коммерческого банка в России, который ввел комиссию в 1,95% от суммы перевода, но не менее 30 рублей за аналогичную операцию. Информацию об изменениях тарифов для частных лиц на сайте не удалось найти, а запрос «МК» банк также проигнорировал.
С одной стороны, речь идет о не очень больших деньгах — комиссии, как правило, составляют несколько десятков, иногда пару сотен рублей. Но, во-первых, лишних денег ни у кого не бывает, а во-вторых,это психологически неприятно: еще вчера ты совершал операцию бесплатно, и вдруг, «без объявления войны» — за деньги. Имеют ли право банки на подобные односторонние действия?
«Да, банки имеют право менять тарифы, если иное не прописано в договоре на обслуживание банковского продукта – вклада, кредита, кредитной или дебетовой карты, — поясняет Павел Уткин, ведущий юрист ОЮЦ «Парфенон». — Другой вопрос, что зачастую эти изменения происходят неожиданно для клиентов, а банк не удосужился о них известить». Часто случается, что клиента оповестили пуш-уведомлением, но он не потрудился его открыть, или же письма от банков попадают в спам на электронной почте, поэтому ничего необычного здесь нет, полагает эксперт.
Однако другие специалисты утверждают, что простого уведомления недостаточно, что условия таких переводов должны быть прозрачными и донесены до пользователей своевременно, до совершения транзакции. Также при совершении перевода по новым условиям клиент должен выразить активное согласие с ними, в противном случае взимание комиссии будет незаконным. По мнению Григория Пахомова, консультанта по стратегическому развитию КПК «Капитал Регионов», практика введения неожиданных комиссий может вызывать отток клиентов у банков, которые поступают с гражданами подобным образом. «Банк обязан на сайте, в приложении, смс, электронной почте или иных источниках уведомить клиента о изменении тарифов», — объясняет эксперт.
Как много могут клиенты потерять своих денег на таких неожиданных комиссиях, зависит от общей суммы перевода. «В среднем по рынку сейчас устанавливаются два типа комиссий — фиксированные и процент от суммы, — рассказывает Ксения Артемьева, операционный директор финтех-платформы «Фаст Ривер». — Где-то эта сумма в 50 рублей, где-то в 1-2% от суммы перевода». Для тех, кто часто пользуется переводами такого типа на большие суммы, второй вариант окажется достаточно болезненным.
Что делать, если комиссию все же неожиданно списали, а вас не уведомили и «активного согласия» вы не давали? «Если клиент не получал сообщений, уведомлений, предупреждений, то это, безусловно, нарушение закона и все списанные комиссии должны быть возвращены», — утверждает руководитель проекта Народного фронта «За права заёмщиков» Евгения Лазарева.
Расчет здесь на то, что не каждый потребитель осознаёт, что его права нарушаются, не обращает внимания на небольшие списания и не готов выяснять отношения с банком. Рынок этим пользуется и довольно часто не вполне законная и добросовестная практика успевает приобрести серьёзные масштабы до появления первых жалоб. Пока есть сведения о комиссиях за «стягивание» в нескольких банках. Но если не отреагировать сейчас, то практиковать такое начнут повсеместно, предупреждает эксперт.