Когда и как власти рассчитаются по долгам тридцатилетней давности
Чуда не произошло: компенсации сгоревших в результате рыночных реформ советских вкладов не случится и в ближайшие три года. За соответствующий закон проголосовала Госдума, продлив приостановку компенсаций до начала 2026 года. Такого рода законодательный перенос сроков производится уже два десятка лет. Что неудивительно: полная компенсация требует астрономической суммы, почти в три раза превышающей годовые доходы федерального бюджета. Есть ли шанс, что когда-нибудь государство все-таки выполнит эти обязательства перед гражданами, которое само на себя взяло и законодательно закрепило? «МК» узнал мнение экспертов на этот счет.
Принятый сейчас Госдумой документ, как и прошлые аналогичные, приостанавливает действие закона «О базовой стоимости необходимого социального набора». Он был принят в 1995 году и гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений граждан, помещенных во вклады Сбербанка СССР до 20 июня 1991 года. Закон замораживали с 2003 года из-за отсутствия источников финансирования и законодательной базы. Выплаты должны проводиться путем перевода в долговые обязательства с использованием долгового рубля. Однако правительство до сих пор не разработало законодательный механизм этой процедуры, и с 2003 года выплата компенсаций постоянно откладывается. А главное – в стране отсутствуют финансовые источники для выплат.
Что неудивительно: ведь по оценке самого правительства, при переводе всех потерянных гражданами советских сбережений в целевые долговые обязательства на их погашение ушло бы 62,7 триллиона рублей в 2023 году, а затем каждый год к этой сумме добавлялось бы около 3 трлн рублей.
Как пояснил замминистра финансов Алексей Моисеев, на размер индексации советских банковских вкладов влияет базовая стоимость необходимого социального набора из старого закона. Но в настоящее время этот индекс просто-напросто не рассчитывается Росстатом, а закон не устанавливает четкий порядок его определения. По оценке Минфина, если бы эту величину все же рассчитали, она достигла бы примерно 2,5 объема всего федерального бюджета России в год.
Очевидно, что у Минфина попросту нет необходимых для погашения того долга сумм, отмечает финансовый аналитик, кандидат экономических наук Михаил Беляев. За выплаты должно отвечать государство, то есть, федеральный бюджет, в котором такая статья отсутствует. При этом с каждым годом задача обеспечения подобных выплат усложняется, долговая «петля» затягивается все сильнее, ведь речь идет не только об основных суммах вкладов, но и о набежавших по ним с начала 1990-х совершенно безумных процентах.
Размер вкладов граждан СССР известен и эта цифра признана правительством — 315,3 млрд рублей. Но непонятно, по какому курсу их пересчитывать, учитывая и гиперинфляцию 1992 года, и деноминацию 1998-го, когда производился обмен денежных знаков с коэффициентом 1000:1, то есть одному новому рублю соответствовала тысяча старых. Остается ориентироваться на оценки самого правительства, которое считает, что та сумма со всеми процентами и хитростями перевода соответствует 62,7 трлн современных рублей.
Еще один нерешенный вопрос – юридический: кто сегодня имеет право на эти деньги? Ведь многих обладателей тех сгоревших советских вкладов уже нет на этом свете. Является ли основанием для их получения компенсации именная сберкнижка, не прописанная в завещании или ином документе, связанном с правами наследования?
«Судя по всему, вопрос о компенсации советских вкладов отложен в долгий ящик без дна, — делает вывод аналитик, — Мы наблюдаем чисто чиновничий подход: мол, пусть этим занимается следующий состав правительства, пусть лучше у других голова болит».
Между тем, варианты решения проблемы имеются и их предлагают независимые эксперты. В частности, член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев предлагает для компенсации советских сбережений выпустить облигации Минфина или Банка России. Россияне на те деньги, что им должно государство, получат бессрочные облигации, то есть, их никогда не будут гасить. По этим облигациям осуществляется обязательная выплата раз в год. Купон можно установить на каком-то более-менее приемлемом и для властей, и для граждан уровне – скажем, 5%. Тогда из бюджета нужно будет каждый год оплачивать 3 с небольшим трлн. Это уже подъемная сумма для казны, но чтобы совсем не напрягать бюджет, можно выплачивать эти деньги напрямую за счет эмиссии Банка России или из Фонда национального благосостояния, где сейчас порядка 11-12 трлн рублей.
При реализации такого варианта, уверен аналитик, удастся воплотить и принципы социального государства, и поддержать внутренний спрос, и стимулировать малый и средний бизнес, и даже развить отечественный рынок облигаций.
Однако, большинство опрошенных «МК» экспертов не верит в то, что государство в принципе разрешит застаревшую проблему советских вкладов. Если уж это не было сделано раньше, в сравнительно благополучные для российской экономии времена, то сейчас – в ситуации падения ВВП, дефицита бюджета и масштабных санкций – и вовсе надеяться гражданам не на что.
«Теперешняя экономика не производит излишки для решения ретропроблем, — с горечью отмечает доктор экономических наук, финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев, — Единственный вариант: намайнить крипторублей и со всеми рассчитаться. Ну а если серьезно, то дело это безнадежное, те деньги давно исчезли, соответственно, и восстанавливать уже нечего».