Нехватка энергоносителей, рабочей силы и транспорта угрожает восстановлению мировой экономики от пандемии
Мировой кризис цепочек поставок может сбить глобальную экономику с курса и помешать восстановлению после пандемии COVID-19. Для обычных потребителей это грозит как минимум дефицитом товаров и растущей дороговизной.
Фото: pixabay.com
«Все шло так хорошо, – пишет британское издание The Guardian. – Успешные программы вакцинации способствовали восстановлению мировой экономики после пандемии, фондовые рынки вернулись на рекордные максимумы, а цены выросли настолько, что опасения по поводу дефляции остались в прошлом.
Но нехватка предложения, которая изначально поставила под вопрос доступность роскошных автомобилей, или достаточно ли приставок PlayStation под нашими рождественскими елками, вместо этого превращается в полномасштабный кризис с нехваткой энергоносителей, рабочей силы и транспорта из Ливерпуля в Лос-Анджелес. и от Циндао до Квинсленда.
Все эти проблемы так или иначе связаны с всплеском постпандемического потребительского спроса, но вместе взятые они угрожают тем, что один ведущий экономист называет «стагфляционным ветром», который может сбить мировую экономику с курса.
Мохамед Эль-Эриан, советник страхового гиганта Allianz и президент Квинс-колледжа в Кембридже, говорит, что неожиданное падение объемов производства в Китае на этой неделе стало четким предупреждением о том, что мировая экономика может резко упасть, в то время как цены по-прежнему быстро растут.
«Проблемы цепочки поставок носят гораздо более серьезный характер, чем ожидало большинство политиков, хотя компании меньше удивлены, — сказал он. – Правительствам необходимо быстро переосмыслить, потому что три элемента — предложение, транспорт, рабочая сила — объединяются, чтобы в мировую экономику задул стагфляционный ветер».
Дефицит энергоносителей оказался наиболее яркой иллюстрацией проблемы: все большее количество бензозаправочных станций в Великобритании исчерпывает запасы топлива, а городам на севере Китая приходится нормировать электроэнергию и заставлять заводы в производственной стране номер один в мире останавливать работу… Обе страны оказались в ловушке из-за нехватки запасов в условиях мировой борьбы за природный газ и нефть, которая за 12 месяцев почти удвоилась в цене до почти 80 долларов за баррель.
Наряду с продолжающимися ограничениями, связанными с COVID, в некоторых крупных странах-производителях, таких как Вьетнам, и хорошо задокументированной нехваткой компонентов, таких как компьютерные чипы, фабрики просто не производят продукцию в достаточном количестве.
Производство автомобилей в Великобритании упало на 27% в годовом исчислении в августе из-за нехватки полупроводников, что привело к значительному падению количества автомобилей, экспортируемых в Австралию, США и Китай. В четверг объявлено о новых временных закрытиях автопроизводств в Германии из-за проблемы с чипами. Так, Opel закрывает завод до 2022 года — это самая продолжительная остановка на сегодняшний день.
В Японии индекс запасов готовой продукции упал до уровней, невиданных даже после землетрясения и цунами 2011 года.
Но даже если бы они могли получить больше источников энергии и материалов, а фабрики могли бы производить больше товаров, доставка вещей все равно стоила бы дороже. Индекс Drewry Shipping, который измеряет стоимость контейнеров, вырос на 291% по сравнению с прошлым годом. На некоторых загруженных маршрутах, например из Китая в крупнейший порт Европы Роттердам, стоимость доставки контейнера за последний год выросла в шесть раз.
Проблемы не исчезают, когда товары прибывают в порт, и нехватка рабочей силы представляет собой последнюю проблему во все более и более мучительном пути товаров к конечному пункту назначения. Отсутствие водителей грузовиков во многих частях Европы, отчасти из-за споров по поводу условий, а отчасти из-за продолжающихся ограничений в связи с COVID, вызывает задержки.
Флавио Ромеро Макау, эксперт по цепочке поставок из Университета Эдит Коуэн в Западной Австралии, говорит, что массовый сдерживаемый потребительский спрос после пандемии нарушил тонко сбалансированную экономическую экосистему мира. «Потребители сходят с ума, когда покупают вещи, потому что мир наводнен долларами за счет государственных стимулов, увеличения сбережений и отложенного спроса. Игровые приставки, ноутбуки, телефоны, тренажеры — люди пытаются их купить, — говорит он. – Повышенный спрос и ограниченное предложение равны инфляции: выхода нет. Сложите все это вместе, и получится идеальный шторм».
В то время как предупреждения об угрозе стагфляции усиливаются, все больше экономистов полагают, что центральным банкам, возможно, придется действовать быстрее, чтобы повысить процентные ставки, если инфляция сохранится во всем развитом мире.
Банк Англии отметил, что ставки могут вырасти в следующем году, и Федеральная резервная система США наконец-то сообщила об окончании своего плана масштабного стимулирования пандемии, который может повысить стоимость заимствований в 2022 году.
Нил Ширинг, главный экономист Capital Economics, говорит о рисках инфляции для Великобритании и США. «Риски обычно имеют тенденцию к росту, и существует реальная вероятность того, что инфляция возрастет до гораздо более высоких темпов, что со временем потребует более существенного ужесточения политики», — сказал он.
Смена парадигмы денежно-кредитной политики после многих лет дешевого кредита может сопровождаться перебалансировкой мировой экономики, поскольку страны стремятся сократить цепочки поставок и стать более самодостаточными за счет более самодостаточной, автаркистской политики, которая способствует независимости от импорта. Ромеро Макау считает, что многие компании могли бы воспользоваться шансом перенести производство из Китая, где предложение дешевой рабочей силы, положившее начало его экономическому чуду, иссякает, в такие страны, как Вьетнам и Мексика. В последней стране, по его словам, затраты на рабочую силу ниже, чем в Китае, что делает ее особенно привлекательной для американских компаний.
Ричард Флакс, главный инвестиционный директор компании Moneyfarm, управляющей цифровым благосостоянием, считает, что кризис уже побудил политиков и лидеров бизнеса к переосмыслению. «Крупные корпорации и правительства пересматривают свои цепочки поставок важнейших товаров, уделяя внимание безопасности поставок, а также стоимости. Мы ожидаем, что цепочки поставок в некоторых секторах сократятся в ответ на COVID, либо за счет переориентации, или из-за того, что компании попытаются диверсифицировать свои источники поставок».