Социальная поддержка населения будет производиться по принципу одного окна
Правительство внесло в Государственную думу законопроект, который призван поменять в России существующую систему социальных выплат. Согласно документу в ведение Пенсионного фонда России (ПФР) передадут 17 видов социальных выплат, которые будут осуществляться по принципу «одного окна» с использованием системы так называемого социального казначейства. В настоящее время эти выплаты осуществляют региональные органы власти и Федеральная служба по труду и занятости. Что означают подобные перемены для граждан, получающих социальные пособия, «МК» выяснял с помощью экспертов.
Фото: Лилия Шарловская
Согласно новому законопроекту, ПФР будет отвечать еще за 17 видов выплат, включая пособия на детей, обязательные выплаты пострадавшим от радиационных аварий, выплаты жертвам репрессий. Речь также идет о пособиях неработающим женщинам и женам военнослужащих с детьми, выплатах компенсаций по ОСАГО инвалидам.
В пояснительной записке к документу говорится, что в результате удастся оптимизировать как получение господдержки, так и администрирование этих процессов. Дело в том, что в разных регионах подход к предоставлению такой поддержки различается. ПФР рассчитывает на упрощение и оптимизацию процесса предоставления выплат. Их планируется подвести под единый стандарт, а гражданам предоставить возможность получать пособия в беззаявительном порядке — без сбора документов. В настоящее время в упрощенном порядке выплачивается лишь небольшая часть пособий, среди которых пенсии, материнский капитал, а также федеральные выплаты семьям с детьми. Такое положение дел, по мнению авторов законопроекта, приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств и финансовым нарушениям.
По данным Минтруда, указанные в документе меры поддержки в совокупности затрагивают более 2 млн россиян. В случае принятия новый закон вступит в силу уже с 1 января 2022 года, хотя, оговариваются разработчики документа, исполнение его отдельных положений будет зависеть от технической готовности ведомств.
Комментирует Андрей ЛОБОДА, экономист, эксперт в области финансовых коммуникаций:
«Еще в апреле прошлого года на фоне распространения коронавирусной инфекции Пенсионный фонд начал дистанционно оформлять и продлевать ряд пенсионных и социальных выплат. Философия социального казначейства все активнее проявляет себя в цифровой среде финансов и взаимодействия властей с народом. Сегодня она охватывает ключевые категории граждан, освободив их от волнительных бумажных волокит и посещений отделений ПФР или МФЦ. Секторально ПФР расширяет категории населения, которым беззаявительно оформляет ежемесячную денежную выплату, например, это касается детей, молодых мам, инвалидов и других категорий граждан. В прошлом году доля услуг, оказанная ПФР в электронной форме, достигла уже 83% — это настоящий прорыв. В идеале беззаявительное оформление финансовой помощи и опережающее информирование граждан со стороны ПФР должно стать стандартом в работе уже в 2022 году».
Марк ГОЙХМАН, главный аналитик TeleTrade:
«Передача части социальных выплат в органы ПФР – в целом рациональный шаг. Речь о том, чтобы люди-получатели данных пособий не обивали пороги вечно загруженных собесов, собирая справки и подолгу ожидая решений. Нет, при принятии закона ПФР гостеприимно распахнёт им «одно окно». Примерно как в ставших привычными нам МФЦ. Или даже за многими выплатами можно будет вообще не обращаться, не предоставлять документы — платежи пойдут в беззаявительном порядке. Всё позволит делать цифровизация, консолидация данных в единой централизованной системе. Дело в том, что структуры соцобеспечения – сами не очень обеспечены. Они – региональные, зависят в организационном плане, в оборудовании, программном обеспечении от местных бюджетов, крайне ограниченных и чаще всего дефицитных. А у ПФР федеральные финансовые, информационные, организационные возможности, мощная цифровая база, опыт обслуживания огромного числа людей, развитая сеть отделений на местах. И если теперь к нему перейдут эти 2 млн человек, они просто вольются в базу к уже существующим 42 млн «клиентам» ПФР — пенсионерам. Но одновременно это разгрузит и местные бюджеты, и функционал территориальных органов соцзащиты, позволив им сосредоточиться на других насущных задачах».
Анна БОДРОВА, старший аналитик ИАЦ «Альпари»:
«Унифицировать стандарты, максимально едино подойти к вопросу назначения и выплаты ряда социальных пособий — хорошая идея. Чем более регламентирована работа с документами и заявлениями, чем строже форматы относительно выписок, справок и требований, тем лучше и для чиновников, и для населения. На самом деле, основная часть социальных пособий не требует сложного многоступенчатого подхода и может быть упрощена до системы «одного окна». По крайней мере, тенденция к этому и ведет, значит, со временем мы сможем рассчитывать на максимальную унификацию работы со всеми видами социальных выплат и назначений».