Но на поездки стали тратить больше, чем до пандемии
Траты россиян на турпутевки внутри страны и за рубежом выросли почти на треть по сравнению с допандемийным 2019-м годом. Об этом сообщили аналитики «Оператора фискальных данных» (ОФД). Как это возможно, если денег у населения, мягко говоря, больше не стало? Эксперты рынка говорят, что тенденция связана с реализацией отложенного спроса. Российские путешественники отчаялись ждать, когда откроются популярные направления и решили потратить все сбережения на поездку хоть куда-нибудь.
Фото: Геннадий Черкасов
«Разворот тренда к положительной динамике произошел в третьем квартале 2021 года и показал рост в 27,4% в денежном и 58,7% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным допандемийным периодом 2019 года», — приводят данные авторы исследования.
Отметим, что траты в денежном выражении — это прямые затраты россиян на покупку туров, в натуральном выражении — это прибавка в количестве купленных путевок. То есть, получается, что россияне приобрели почти на 60% путевок больше, чем в 2019 году, и потратили на это почти на 30% средств больше, чем двумя годами ранее.
В летнем сезоне особой популярностью у туристов пользовалась Турция, говорит профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. «По этой причине отдых в этой стране стоил дороже, — считает она. — Путешественники массово переместились на турецкие курорты по достаточно высоким ценам. Откуда у россиян на это нашлись деньги? Речь о реализации отложенного спроса. Путешественники потратили отложенные заранее на отдых деньги. Плюс — непонимание того, что ждет туристический рынок осенью-зимой (из-за эпидемиологической ситуации и открытия — закрытия направлений), спровоцировало ажиотажный спрос на отдых в летние месяцы».
Вместе с тем объем трат, который, согласно данным ОФД, вырос, не указывает на количество людей, которые эти деньги заплатили. Как рассказала «МК» владелица турагентства Алёна Шашкина, если до пандемии человек летал на отдых два раза в год и за каждую путевку платил, например, по 200 тыс. рублей, то в настоящее время он предпочтет съездить за 250 тыс. рублей, но один раз.
С позицией Дехтярь солидарен руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. По его словам, на рост трат на путевки действительно повлиял эффект отложенного спроса. «Если в 2020 году на фоне карантинных ограничений и закрытия границ траты россиян на туризм резко упали (на 70-80%), то в этом году многие решили все же куда-нибудь поехать, несмотря лишь на частичное восстановление авиаперелетов между странами, — отмечает он. — При этом большинство наших граждан предпочли отдых внутри России, что оправдано в ситуации, когда государства требуют сертификата о вакцинах, есть опасность оказаться в обсерваторе или остаться за границей, если вдруг будут отменены полеты».
Высокий летний сезон закончился и в дальнейшем траты россиян на отдых сократятся, утверждает эксперт. Вместе с тем уже к концу лета по самым популярным направлениям (Крым, Краснодарское побережье Черного моря, Кавказ, Байкал и т.д.) было отмечено снижение покупок туров, одновременно и цены пошли вниз. «Новый подъем трат на туристические путевки начнется ближе к Новому году — в этот период наши граждане также любят пользоваться длинными каникулами, чтобы отдохнуть. Но объемы покупок вряд ли превысят уровень лета, хотя в денежном выражении сравнятся с уровнем 2019 года. Ведь цены на турпоездки выросли, как и на многие товары», — заключает Деев.
Чем ближе Новый год, тем осторожнее люди покупают туры, поделился наблюдениями президент Союза туристических агентств Сергей Голов. По мнению нашего собеседника, не может быть тенденции на увеличение трат, когда ежедневно сообщают о росте числа заболевших коронавирусом. «Туристы не могут быть уверены в том, что через день-два выбранное ими направление не закроют. А между тем до сих пор не реализованы все путевки, купленные в 2019-2020-м и несостоявшиеся из-за пандемии», — комментирует он ситуацию.
Если вспомнить допандемийное время, то тогда купить туры на зимние праздники по программе «Раннее бронирование» можно было, начиная с сентября. К концу октября доступных для покупки вариантов практически не оставалось. Сейчас для россиян открыли горячо ими любимый Египет, но даже это направление не привело к росту бронирований: глубина продаж — максимум две недели. Из чего следует, что люди попросту боятся покупать туры на два-три месяца вперед, так как боятся заморозки денежных средств из-за возможных ковидных ограничений.