Выгодно ли Москве дальнейшее использование ГТС
Киев предложил Москве продлить транзит газа по своим магистралям после истечения контракта в 2024 году и призвал Запад надавить на Россию для скорейшего заключения такого соглашения. По сути, после запуска в эксплуатацию нового трубопровода «Северный поток-2» интерес нашей страны к украинской газотранспортной системе упадет до минимума: «Газпром» сможет самостоятельно исполнять свои экспортные обещания, не платя за поставки посредникам из Киева. Тем не менее остается риск, что Европа позволит Незалежной сохранить транзитные доходы за счет искусственного ограничения поставок по российским трубопроводам.
Фото: pixabay.com
Новое соглашение на десять-пятнадцать лет, то есть примерно до 2035-2040 годов, Киев готов подписать «хоть сегодня». По словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, объемы поставок должны составлять не менее 45 млрд кубометров в год: пока у Незалежной есть возможность для прокачки такого количества «голубого топлива». «Мы настойчиво предлагаем, если есть заинтересованность американской и немецкой сторон, уже сейчас продлить транзитный контракт — не дожидаясь 2024 года», — подчеркнул топ-менеджер.
Макогон неслучайно апеллирует к Вашингтону и Берлину. Обещание сохранить за Киевом частичное участие в экспорте российских углеводородов дала уже бывший канцлер Германии Ангела Меркель после своей встречи с президентом США Джо Байденом минувшим летом. В дальнейшем Кремль подтвердил, что соответствующие переговоры с Берлином начались.
Украина неспроста все больше озабочивается своими газовыми отношениями с Россией. Экспорт сырья из нашей страны в Европу по территории Незалежной постепенно сокращается. В былые годы объемы транзита превышали 100 млрд кубометров. Постоянные торговые и политические разногласия с Киевом вынудили «Газпром» искать альтернативу экспорту по украинским ГТС: были построены «Северный поток-1» и «Турецкий поток», что позволило монополии сократить транзит через Незалежную до 90 млрд кубов в 2019 году и до 65 млрд — в 2020-м. Последний контракт предусматривает поставки «голубого топлива» через Украину в объеме 40 млрд кубометров в 2021-2024 годы. В качестве оплаты за предоставленные услуги «Газпрому» придется ежегодно выкладывать примерно по $3 млрд.
Теоретически в ближайшие два года Киев может не беспокоиться о поступлении этих денег. По условию сделки, даже если российский газовый концерн не будет использовать украинские транспортные мощности в полной мере, все равно «Газпрому» придется оплатить зарезервированные объемы. Однако в будущем доходность трубы постепенно будет снижаться — после сертификации в европейских ведомствах к работе сможет приступить уже построенный в обход Украины «Северный поток-2», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Мало того, Макогон уже предупредил, что недавно заключенный долгосрочный контракт России с Венгрией, также предусматривающий поставки в обход его страны, позволит Москве убрать из украинской газовой системы еще 10 млрд кубометров сырья.
«После завершения действия транзитного договора с Россией украинскую газотранспортную систему ждут серьезные преобразования, — считает старший аналитик Forex Optimum Александр Розман. — Итогом станет переход от функции одного из ведущих маршрутов поставок российского газа в Европу к второстепенной роли «запасной трубы». То, что Киев страстно желает сохранить контроль над ключевым маршрутом газа в Европу, подтверждается недавним предложением оферты всем желающим на пользование украинскими трубопроводами с 50-процентной скидкой.
«Не исключено, что в будущем, если Европа столкнется с заметным дефицитом энергоресурсов, «Газпрому» придется вновь обратиться к украинской транспортной системе — при условии, что мощностей собственных газопроводов по тем или иным причинам будет не хватать. Предвидя такую ситуацию, российская монополия могла бы заключить долгосрочное соглашение по транзиту», — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Более того, наша страна могла бы потребовать от европейских контрагентов подписания новых контрактов, подтверждающих гарантию покупки дополнительно поставленного «голубого топлива» в соответствующей перспективе. Однако для России новые долгосрочные транзитные договоры непосредственно с Киевом не нужны — необходимые мощности украинской ГТС наша страна может купить практически в любой момент на свободном рынке, не отягощая себя длительными обязательствами.
Вместе с тем, несмотря на открытую политическую неприязнь ряда государств к российским энергоносителям, репутация «Газпрома» на европейском рынке остается достаточно серьезной. «Можно вспомнить, как после новости о начале заполнения «Северного потока-2» газовые котировки в Европе сразу опустились на $100», — отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Поэтому Украина способна извлечь дополнительную выгоду из одного только факта заключения нового долгосрочного контракта с Россией — к примеру, привлечь кредиты или «снять сливки» на сезонной перепродаже поступившего в трубу транзитного топлива в пиковые значения его стоимости на сырьевых биржах Старого Света.